Тренинг для молодых педагогов «Мы команда»
09 ноября 2017
Цель: Цель: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия
между ними;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы;
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
- повысить коммуникативные навыки педагогов.
Условия проведения: Молодые специалисты (воспитатели).
Продолжительность занятия 1-1,5 ч.
Место проведения: Гимназия № 1.
Оборудование:
- круглый смайлик;
- листы чистой бумаги;
- ручки, карандаши.
- газета;
- макет "сердца группы".
Правила группы:
- Здесь и сейчас (во время тренингамы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
- Говорю за себя.
- Внимательно слушать друг друга.
- Не перебивать говорящего.
- Уважать мнение друг друга.
- Безоценочность суждений.
- Активность.
- Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы)
Ход тренинга
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.
Упражнение № 1 «Меня зовут… я делаю так….»
Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.
Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
Упражнение № 2 "Пожелай другому"
Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.
Педагог-психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Упражнение № 3 "На что похоже мое настроение сейчас?"
Педагоги сидят в кругу. Мяч передается по кругу. Каждый рассказывает о своем настроении, сравнивая его с каким-либо состоянием, событием или предметом, фруктом, природным явлением и т. п.
Упражнение № 4 "Мои соседи"
Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.
Инструкция: "Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру". После выполнения упражнения можно спросить у участников:
– Как вы себя чувствуете?
– Как ваше настроение?
– Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Упражнение № 5 "Я такой же, как ты"
Педагог-психолог: У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: "Я такой же, как ты, потому что" Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.
Упражнение № 6 «Встаньте…»
Все педагоги сидят в кругу.
Педагог – психолог:
Я буду называть числа. Какое число названо – именно столько человек должны вставать (не больше и не меньше). Например, если я говорю 4, то как можно быстрее должны встать 4 человека. Сесть они могут в том случае, как я скажу «спасибо». Выполнять задание нужно, молча. Тактику действия следует вырабатывать в процессе выполнения, ориентируясь на действия, друг друга.
Упражнение № 7 «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Процедура проведения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом. В течение 10 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Рефлексия: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным.
Упражнение № 8 «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Наташа, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
- Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
Упражнение № 9 «Связующая нить»
Цель: сплочение коллектива.
Материалы: клубок ниток.
Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу.
Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете?
Упражнение № 10 "Пчелы и змеи"
Педагог-психолог: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи".
Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти "мед" - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать "ящерицу" - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к "ящерице", тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь: громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права говорить.
Упражнение 11 «Уменьшающаяся газета»
Цель: тренировка навыков совместной деятельности команды, хорошее завершение тренинга.
Материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.
Процедура проведения: участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек. Каждой команде выдается газетный лист. Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!» После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»
Упражнение-медитация 12 «Сад моей души»
1-я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация.
Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.
Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные стулья или кресла, текст медитационной визуализации.
Текст к упражнению «Сад моей души»
Примите удобную позу, сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как волна расслабления потекла по мышцам.
Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц, вы глубоко вдыхайте свежий воздух. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает. Вам легко и хочется улыбаться.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место. А сейчас медленно открываем глаза.
После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения. 2-я часть упражнения — арт-терапия.
Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того, что они представили, — цветок или сад.
Упражнение № 13 "Сердце коллектива"
Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
Упражнение № 14 «Рефлексия»
Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Что для вас сегодня было важным? Какие чувства вы испытывали? Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?
Я в свою очередь хочу вас всех поблагодарить, Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!